Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Страница 21

Все образовательные программы, реализуемые на разных уровнях профессионального образования, сопряжены между собой, поскольку относятся к единому профессиональному полю и, в связи с этим, используют близкий понятийный аппарат.

Заметим также, что термин «сопряженность» применяется нами и к образовательным программам одного уровня, но разной направленности. В этом случае сопряженность образовательных программ является гарантий академической мобильности студента, наполняет реальным содержанием его право на переход с одной образовательной программы на другую или параллельное изучение двух и более образовательных программ.

Решение задач обеспечения преемственности и сопряженности профессиональных образовательных программ основано на принципе модульности. Но при этом были скорректированы критерии деления учебного материала на модули. Наиболее целесообразной, по нашему мнению, является группировка, предложенная А. М. Новиковым, который рекомендует выделять общеобразовательный (академический), профилирующий и специализирующий модули. Назначение и основные особенности содержания этих модулей представлены в таблице 6.

Таблица 6 Назначение и основные особенности содержания модулей

Тип модуля

Назначение и основные особенности содержания модулей

Общеобразовательный (академический)

Интеллектуальное развитие и общая эрудиция, детализация нравственных убеждений и правовая грамотность, соответствующие интеллектуальной деятельности, осуществление которой предполагает уровень высшего образования.

Профилирующий

Теоретические основы избранной профессиональной деятельности для нескольких смежных специальностей, формирующие ориентировочную основу деятельности в избранной сфере, базирующиеся на интеллектуальном развитии и эрудиции, достигнутых при усвоении содержания предшествующего общеобразовательного модуля.

Специализирующий

Способы решения практических задач по избранной специальности, опирающиеся на теоретические основы, изучение в профилирующем модуле, освоение ориентировочной основы деятельности по избранной специальности, формирование необходимых для такой деятельности операционных навыков и качеств.

Использование такого подхода при построении учебных планов по программам среднего и высшего профессионального образования обеспечивает большой выбор факультативных и элективных курсов, широкий спектр возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации обучающихся.

Первый модуль включает дисциплины, изучение которых способствует развитию у студентов ценностных ориентаций (как общих, так и профессиональных), становлению научного мировоззрения при освоении системы фундаментальных знаний в избранном направлении, а также самопознанию. Как правило, на этапе получения среднего профессионального образования, это охватывает первые два года обучения (первый – второй курсы).

В течение следующих двух лет обучения (третий – четвертый курсы, второй модуль) происходит освоение студентами предметного фундамента их профессионального образования на основе изучения общепрофессиональных и базовых специальных дисциплин, прохождения профессиональной (производственной) практики; при этом возрастает доля курсов по выбору (элективных курсов), что способствует формированию профессиональной ориентации студентов и их самоопределению.

Этапы проектирования учебно-методического комплекса непрерывного образования на основе преемственных связей отражены на рисунке 10.

Государственные образовательные стандарты предусматривают возможность унификации содержания первых двух-трех лет обучения по образовательным программам родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение образовательных программ позволяет оптимизировать учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава. Кроме того, оно обеспечивает студентам реальную возможность решить для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Похожие статьи:

Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...

Анализ содержания темы «Кристаллогидраты» в школьных программах и учебниках
Итак, из проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. Наиболее удачный, в плане рассмотрения понятия кристаллогидраты, мы считаем программу и учебники Н.С. Ахметова. В данном учебно-методическом комплекте рассматриваются вопросы, касающиеся исследуемой нами темы. Четко вводятся понятия, ...

Внеурочные формы работы по физической культуре
Когда говорят о массовости физкультурной, спортивной, туристской работы, имеют в виду количество учащихся, привлеченных к занятиям. По форме организации занятий физическими упражнениями выделяют: 1. Массовые мероприятия—с охватом сразу большого числа участников, например массовые игры, соревнования ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru