Все образовательные программы, реализуемые на разных уровнях профессионального образования, сопряжены между собой, поскольку относятся к единому профессиональному полю и, в связи с этим, используют близкий понятийный аппарат.
Заметим также, что термин «сопряженность» применяется нами и к образовательным программам одного уровня, но разной направленности. В этом случае сопряженность образовательных программ является гарантий академической мобильности студента, наполняет реальным содержанием его право на переход с одной образовательной программы на другую или параллельное изучение двух и более образовательных программ.
Решение задач обеспечения преемственности и сопряженности профессиональных образовательных программ основано на принципе модульности. Но при этом были скорректированы критерии деления учебного материала на модули. Наиболее целесообразной, по нашему мнению, является группировка, предложенная А. М. Новиковым, который рекомендует выделять общеобразовательный (академический), профилирующий и специализирующий модули. Назначение и основные особенности содержания этих модулей представлены в таблице 6.
Таблица 6 Назначение и основные особенности содержания модулей
Тип модуля |
Назначение и основные особенности содержания модулей |
Общеобразовательный (академический) |
Интеллектуальное развитие и общая эрудиция, детализация нравственных убеждений и правовая грамотность, соответствующие интеллектуальной деятельности, осуществление которой предполагает уровень высшего образования. |
Профилирующий |
Теоретические основы избранной профессиональной деятельности для нескольких смежных специальностей, формирующие ориентировочную основу деятельности в избранной сфере, базирующиеся на интеллектуальном развитии и эрудиции, достигнутых при усвоении содержания предшествующего общеобразовательного модуля. |
Специализирующий |
Способы решения практических задач по избранной специальности, опирающиеся на теоретические основы, изучение в профилирующем модуле, освоение ориентировочной основы деятельности по избранной специальности, формирование необходимых для такой деятельности операционных навыков и качеств. |
Использование такого подхода при построении учебных планов по программам среднего и высшего профессионального образования обеспечивает большой выбор факультативных и элективных курсов, широкий спектр возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации обучающихся.
Первый модуль включает дисциплины, изучение которых способствует развитию у студентов ценностных ориентаций (как общих, так и профессиональных), становлению научного мировоззрения при освоении системы фундаментальных знаний в избранном направлении, а также самопознанию. Как правило, на этапе получения среднего профессионального образования, это охватывает первые два года обучения (первый – второй курсы).
В течение следующих двух лет обучения (третий – четвертый курсы, второй модуль) происходит освоение студентами предметного фундамента их профессионального образования на основе изучения общепрофессиональных и базовых специальных дисциплин, прохождения профессиональной (производственной) практики; при этом возрастает доля курсов по выбору (элективных курсов), что способствует формированию профессиональной ориентации студентов и их самоопределению.
Этапы проектирования учебно-методического комплекса непрерывного образования на основе преемственных связей отражены на рисунке 10.
Государственные образовательные стандарты предусматривают возможность унификации содержания первых двух-трех лет обучения по образовательным программам родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение образовательных программ позволяет оптимизировать учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава. Кроме того, оно обеспечивает студентам реальную возможность решить для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории.
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая особенность младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста поступления ребенка в школу. Этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора бо ...
Анализ результатов реализации программы по развитию одаренности детей
Исследование проводилось нами в школе №9 г. Бузулук в исследовании участвовали несколько классов среднего звена 156 детей. Общеобразовательная школа №9 всегда занимает призовые места на всевозможных олимпиадах областного и регионального уровня, также ученики школы практически все это 80% поступают ...
Особенности школьной дезадаптации на
первом году обучения
Станет ли школа для ребенка вторым домом? Будет ли он ходить в этот дом с радостью? Свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой? Останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, у ...